Без этого никакое энергосбережение невозможно.
Все производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному приборному учёту. Исключения сделаны для потребления аварийных и ветхих объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а так же объектов с мощностью потребления электроэнергии до 5 киловатт или тепловой энергии до 0,2 Гкал в час.
До 1 июля 2010 г. организации-поставщики газа, воды, тепла, электроэнергии должны предложить потребителям свои услуги по установке приборов учёта, а с 1 июля 2010 г. обязаны устанавливать приборы учёта своим потребителям по договорам и не в праве отказать в установке счетчиков по просьбе любого лица-потребителя.
В течение 2010 года органы государственной и муниципальной власти в зданиях и помещениях, где они размещаются, должны закончить установку приборов учета всех видов энергии и энергоносителей.
В течение 2010 года в сданных в эксплуатацию объектах собственники обязаны установить средства учета энергии и энергоносителей.
До 1 января 2012 года в жилых домах, квартирах в жилых домах, в садовых и дачных домах с централизованной подачей ресурсов собственники должны установить счётчики электроэнергии, воды, газа и коллективные теплосчётчики.
С 1 января 2012 года вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчётчиками в квартирах.
С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения приборами учёта энергии и энергоресурсов.
Если потребитель не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Дотирование этого механизма финансирования предполагается организовать из бюджетов регионов и местных бюджетов. Законом предусмотрен принудительный порядок установки приборов учёта с возмещением устанавливающей организации всех понесённых затрат. Поставщикам энергии и энергоресурсов предоставлено право заинтересовывать потребителей в установке счётчиков (сегодня это очень просто: нет счетчика, платишь круглосуточный расход "по сечению трубы, провода" и т.д.)
Государство ставит под свой контроль выпуск, ввоз на территорию страны, реализацию товаров с установленными показателями энергоэффективности. Потребителю должно быть понятно с чем он имеет дело, поэтому все товары должны иметь соответствующую маркировку, отражающую класс энергоэффективности.
Под товарами понимается прежде всего бытовая техника, компьтеры, оргтехника. Отдельно Законом определяется порядок оценки и управления энергоэффективностью зданий, строений и сооружений. Дополнительный перечень товаров будет установлен Правительством РФ.
В настоящее время перечень товаров и оборудования, для которых рекомендовано установление показателей энергоэффективности приведен в ГОСТ Р 51380-99 и ГОСТ Р 51388-99.
С 1 января 2011 г. обязательное маркирование вводится для бытовой техники.
С 1 января 2012 г. обязательное маркирование вводится для компьютеров и оргтехники.
Отдельными постановлениями Правительства РФ будут определены даты и порядок маркирования классов энергоэффективности для зданий, строений, сооружений и иных товаров.
С 1 января 2011 года под фактический запрет ставятся лампы накаливания мощностью 100 Ватт и выше,с 1 января 2013 г. 75 Вт и выше, с 1 января 2014 г 25 Вт и выше.
Энергосберегающие лампы содержат ртуть, поэтому планируется к реализации с 1 января 2011 г. госпрограмма утилизации вредных отходов от таких ламп.
Вводимые изменения в КоАП предусматривают конфискацию товаров без информации о классе энергоэффективности и штрафы:
Порядок управления энергоэффективностью зданий, строений, сооружений выделен отдельной статьёй. В составе требований:
В состав проектной документации на строительство должен быть включен раздел энергоэффективности. Органы Госстройнадзора определяют класс энергоэффективности многоквартирного жилого дома, а застройщик и собственник дома обязаны разместить указатель класса энергоэффектиности на фасаде дома.
В состав гарантийных обязательств застройщика по ГК включено обеспечение показателей энергоэффективности в течение 5 лет от ввода в эксплуатацию.
Собственники зданий, строений, сооружений в течение всего срока их срока эксплуатации обязаны не только обеспечивать установленные показатели энергоэффективности, но и проводить мероприятия по их повышению. Это так же является обязанностью лица, ответственного за содержание жилого дома. Один раз в пять лет показатели энергоэффективности должны пересматриваться в направлении улучшения.
Организации - поставщики энергоресурсов обязаны ежегодно предлагать собственникам жилого дома, садовым товариществам, котеджным объединениям проведение мероприятий по энергосбережению, в том числе способы финансирования этих мероприятий.
Лицо, ответственное за содержание жилого дома обязано доводить до сведения собственников предложения по энергосбережению, разрабатывать соответствующие планы и мероприятия, в отопительный период регулировать подачу тепла в целях его сбережения.
Органы исполнительной власти обязаны ежегодно публиковать в СМИ сведения об административных наказаниях лиц, ответственных за содержание жилых домов, в связи с нарушениями требований по проведению мероприятий энергосбережения и обеспечения энергоэффективности.
Для дачных и садовых объединений так же должны разрабатываться, исполняться и контролироваться мероприятия энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Внесены дополнения в КоАП:
Основные цели энергоаудита - это объективные оценки и предложения по эффективному использованию энергии и энергоресурсов:
Копии энергетических паспортов один раз в три месяца организацией по энергоаудиту направляются в уполномоченный по энергоэффективности орган исполнительной власти.
Энергоаудит проводится в основном добровольно за исключением ряда организаций, для которых периодический энергоаудит обязателен:
Эти организации обязаны провести первый энергоаудит до 31 декабря 2012 года, далее один раз в пять лет.
Энергоаудит могут проводить только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций (СРО). У юрлиц должно быть не менее 4 энергоаудиторов, у ИП не менее одного.
В состав членов СРО должно входить не менее 15 юридических лиц и 10 физических лиц-специалистов по энергетическим обследованиям или не менее 40 физических лиц - специалистов по энергетическим обследованиям.Сами энергоаудиторы должны иметь специальную подготовку и необходимые для энергетических обследований знания. В СРО должен быть создан компенсационный фонд для гарантирования удовлетворения возможных претензий Потребителя. Законом не оговорен отдельно взнос членов СРО в компенсационный фонд, поэтому в соответствии с базовым Законом о СРО этот взнос не менее 3 тысяч рублей и (или) страхование гражданской ответственности на общую сумму ущерба не менее 30 тысяч рублей.
Проверки СРО со стороны органов Госнадзора один раз в три года,
Внесены дополнения в КоАП:
Из мирового опыта организации энергосбережения понятно, что наладить само энергосбережение невозможно без широкой разъяснительной компании о необходимости и пользе энергосбережения и без представления во всей полноте информации о способах, формах энергосбережения и достигнутых результатов повышения энергоэффективности. Поскольку практически везде деятельность по энергосбережению заявлялась в качестве приоритета экономического развития, государство брало на себя роль консолидатора информации об энергосбережении и организатора продвижения социальной рекламы в этой сфере.
Законом об энергосбережении предусматриваются меры информационной поддержки со стороны государства:
В России создаётся государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергоэффективности с регулярным представлением следующих основных сведений:
Информация представляется на сайте уполномоченного федерального органа власти и официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов федерации. Обязанностью органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе органов исполнительной власти субъектов Федерации и органом местного самоуправления, является представление в информсистему необходимой информации. Обновление информации ежеквартально.
При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
Кроме того, государственными программами поддерживаются:
Начиная с 1 января 2010 года планирование затрат на энергообеспечение организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней (федерального, регионального,местного) производится исходя из уровня затрат в 2009 году с ежегодным снижением на 3%. Экономия полученная сверх 3% остается в распоряжении организации и может быть направлена на увеличение фонда оплаты труда.
Организации с государственным или муниципальным участием должны реализовывать мероприятия повышения энергоэффективности, обеспечивать целевые показатели энергоэффективности, характеризующие исполнение программ, в том числе экономическую эффективность мероприятий.
Имеются особенности организации энергосбережения для организаций с государственным или муниципальным участием, осуществляющих регулируемые виды деятельности (энергоснабжающие, водо-,газо-,теплообеспечение, перевозки пассажиров и багажа, услуги связи, водоотведение и канализация, вывоз и утилизация бытовых отходов и т.д.) . Эти организации должны реализовывать мероприятия повышения энергоэффективности, обеспечивать целевые показатели энергоэффективности, характеризующие исполнение программ, в том числе экономическую эффективность мероприятий с выделением этих мероприятий применительно к объектам модернизации. Предусмотрена возможность учёта в тарифах и ценах затрат на проведение мероприятий повышения энергоэффективности и возможность планирования затрат и получения эффекта на долгосрочный период (от 3 до 5 лет). При этом предусмотрены условия:
В законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" внесены соответствующие поправки в связи с регулированием тарифов на долгосрочный период в связи с проведением энергосберегающих мероприятий. На этот период для тепловой энергии тарифы определяются по долгосрочному соглашению. В этот период ежегодное государственное регулирование тарифов не проводится. Для электоэнергетики уровень тарифов поставлен в зависимость от качества отпускаемой электрической энергии.
Внесены дополнения в КоАП:
При формировании заказа обязательно указание требований энергоэффективности:
Вводится прямой запрет на приобретение товаров и услуг, ведущее к непроизводительному расходу энергоресурсов. В результате закупок должна быть обеспечена максимальная энергоэффективность и реальная экономия энергоресурсов и денежных средств в связи с энергосбережением и повышением энергоэффективности.Сама экономия энергоресурсов и показатели энергоэффективности в натуральном и денежном выражении могут быть предметом котировок. Таким образом открывается возможность котировок не энергии, а её экономии.
Государственным и муниципальным органам разрешается заключение энергосервисных соглашений, направленных на энергосбережение и обеспечение энергоэффективности. Условием энергосервисного соглашения должно являться достижение экономии и, может быть, выплата части фактически полученной экономии победителю конкурса. Разрешено заключение энергосервисных соглашений на длительный срок (превышающий срок действия бюджетных обязательств).
В КоАП внесены изменения:
Предусмотрен достаточно широкий спектр мер государственной поддержки.
Проект закона "Об энергосбережении и повышении энергоэффектической эффективности" подписан Президентом. Закон содержит значительное количество отсылочных норм на Постановления Правительства РФ и решения уполномоченных органов по энергосбережению. Законом устанавливается принятие большинства этих норм до 1 января 2010 г. и окончательно до 1 мая 2010 г.